7 MEDNEWS.RU » Медицина » 7 главных новостей 21 февраля 2014

7 главных новостей 21 февраля 2014

Все новости медицины и науки в одном обзоре – доступно и удобно. На нашем сайте мы собираем всю интересную информацию уходящего дня.

1.    Хорошие бактерии спасут нас

Замечено, что ребенок, растущий  в  стерильной окружающей среде, болеет чаще, чем его антисанитарный сверстник. Выяснилось, что все дело во врожденном иммунитете, который достается нам от предков. Повседневно встречаясь с вирусами и бактериями, иммунитет врожденный находится в тонусе и не дает слабеть иммунитету приобретенному, с помощью которого мы боремся с разными болезнями.
Многие бактерии, живущие в нас – жизненно необходимы. Так,  кожные бактерии не дают поселиться на поверхности нашего тела опасным микробам, например, золотистому стафилококку. Крепкое здоровье может быть результатом грудного вскармливания, когда мама тоже передает малышу «нужные» бактерии. А в нашем кишечнике обитает огромное число «полезных» микробов, препятствующих  развитию рака кишечника.
Поэтому не стоит слишком уж выводить из организма все бактерии, прибегая то и дело к антибиотикам.  Сейчас биологи сходятся во мнении, что бесконтрольный прием этих препаратов нарушает работу полезных бактерий, и даже может стать фактором риска онкологии.

2.    Электронная медицинская энциклопедия

Электронная  энциклопедия расскажет об уникальном вкладе нижегородцев в развитие медицины.
Долгое время информационно-образовательный интернет-проект «Нижегородская медицина: события, люди, школы» разрабатывается специалистами. В электронной библиотеке будут опубликованы уникальные материалы по истории здравоохранения Нижегородского региона с земского периода. В настоящее время специалистами медицинской академии оцифровано более 1500 единиц хранения фото- и аудиоматериалов, рукописей, писем и других документов.
Энциклопедия должна сохранить для нижегородцев максимум информации о талантливых ученых-медиках края. Например, мало кто из нижегородцев знает один  удивительный факт. Первым дипломированным отоларингологом Нижегородской губернии был немец по происхождению Фридрих Карлович Лоттер. Он сражался в Первой мировой войне на стороне России. И организовал первую в регионе отоларингологическую службу. К сожалению, в 1941 году был арестован как немецкий шпион, а спустя два года уникальный специалист скончался в тюремной больнице.

3.    Особый белок против ВИЧ

Группа биологов из США обнаружила белок, управляющих защитной реакцией клетки на попадание в нее вируса. Его можно использовать для создания цепочки аминокислот, которая будет включать в себя систему врожденной защиты от вирусов и других патогенных организмов. Это достижение сможет помочь в борьбе с вирусами гриппа, гепатита и даже ВИЧ.
Иммунная система состоит из приобретенного и врожденного иммунитета. За работу первого  отвечают лимфоциты и другие клетки, запоминающие и распознающие «врагов». Врожденный иммунитет обеспечивается, помимо определенных клеток, набором из большого количества белков. Эти особые белки  способны нарушать работу биологических механизмов, которые в свою очередь используют вирусы, заражая клетку.
Многие ретровирусы, в том числе и ВИЧ, содержат в себе особые белки, которые как бы блокируют работу внутренних «защитных систем» нормальной клетки. Это, к сожалению, не позволяет ей изолировать вирусные частицы и уничтожить их внутри себя. А точнее внутри клеточных лизосом  - своеобразных уничтожителей инородных тел, которые в норме сжигают весь приходящий извне «мусор».  Ученые обнаружили, что вирус иммунодефицита блокирует работу беклина, белка который обволакивает частицы вирусов и позволяет лизосоме захватить их. Теперь перед ними стоит задача «разблокировать» этот важный и нужный организму белок.
Биологи хотят использовать определенный участок беклина для синтеза особого препарата — Tat-беклина. Он, по их словам, сможет стимулировать врожденные защитные системы клетки и бороться с опасными вирусами.

4.    Оздоровление культурной столицы

В Петербурге подвели итоги трехлетней программы модернизации здравоохранения. Благодаря программе стало возможным  на ранних сроках выявлять и лечить тяжелые заболевания сердца и онкологию. Но остались проблемы, связанные с медициной реабилитации.
Сдаются в сроки некоторые объектов здравоохранения. Отметим, что за три года на программу было потрачено около 24 млрд рублей. Например, 200 машин «скорой» помощи оснастили датчиками «Глонасс». Также отремонтировали и модернизировали ряд больниц и поликлиник. В некоторых из них поменяли оборудование и переоснастили операционные,  внедрили современные информационные системы. Также в городе создали единую базу данных льготного лекарственного обеспечения.

5.    Солнце деформирует молекулы

При солнечном ожоге многие клетки нашего организма повреждаются и выделяют большое количество деформированных молекул. Они в свою очередь проникают в здоровые клетки и заставляют их вырабатывать белки, вызывающие воспаление, покраснение и болезненную чувствительность. В общем,  все то, что случается с человеком при  «перезагаре».
Но теперь эти  деформированные молекул ученые смогут направить в «мирное» русло. Препараты на их основе можно будет  использовать в качестве «замены» облучения в некоторых видах терапии. Так, некоторые болезни, например, псориаз, лечатся при помощи ультрафиолетового облучения. Но основная проблема подобной терапии - вероятность развития рака кожи.
Благодаря этому открытию можно будет получить положительные эффекты УФ-облучения без самого облучения. Также можно будет  блокировать данный механизм для защиты организма от ультрафиолета у чувствительных людей. Отключение особых генов препаратами делает кожу нечувствительной к УФ-облучению. При этом будет отсутствовать покраснение кожи, так как здоровые клетки перестанут выделять противовоспалительные белки.

6.    Математическое мышление записано на генах

Американские ученые доказали, что база  арифметического мышления у дошкольников— математический талант. Конечно, окружающая среда и образование формируют способность ребенка к математике, но все же основа – это генетически заложенный дар.
Оказалось, что малыши, у которых в шестимесячном возрасте было выявлено развитое арифметическое мышление, в 3,5 года демонстрировали лучшие результаты, хотя основам математики их никто не обучали. Получается, что  врожденная способность оценивать количество предметов с первого взгляда, даже не считая их, является основой будущих успехов в математике. Все это, с помощью определенных тестов,  можно выявить в раннем детстве.
Раннее выявление способностей  может открыть новые возможности для образовательных мероприятий. Улучшить арифметическое мышление детей можно еще до того, как они учатся считать.

7.    Плохой сон и болезнь Альцгеймера

Образование особых бета-амилоидных белковых бляшек в организме один из отличительных признаков болезни Альцгеймера. В свою очередь уровень бета-амилоида регулирует механизмы сна-бодрствования.
Исследователи изучили данные 70 пациентов для оценки условий сна, связанных с накоплением бета-амилоидов. Сообщения о низкой продолжительности и плохом качестве сна были связаны с наибольшими показателями накопления бета-амилоидов.
Ученые заявляют о необходимости дополнительных  исследований. Это даст возможность  определить, может ли улучшение сна предотвратить или хотя бы замедлить прогрессирование болезни Альцгеймера. Пока полученных данных недостаточно,  чтобы заявить, что плохой сон ведет к развитию этой болезни.